Красноярские рестораторы приспосабливаются к работе в новых экономических условиях. И, по их словам, дела идут неплохо. Только заведения закрываются одно за другим. Впрочем, на их месте тут же появляются новые, так что можно сделать вывод: кризис придал общепитовскому бизнесу мобильности, причем во всех форматах.
Только за лето в городе закрылись несколько ночных баров, пабов и кофейня «Кофеin», ушла из Красноярска федеральная сеть уличного фастфуда «Дядя Денер». Как сообщают в Красноярскстате,
оборот красноярских заведений общепита за полгода снизился почти на 10%, а за год, с июля 2014 г., на 16%.
На Взлетке больше нет «Шатра», зато имеется Libreria
А если, к примеру, судить по информации с официального сайта сети известного ресторатора-депутата Владимира Владимирова, то из почти двух десятков прежних «брендов» на сегодня осталось вполовину меньше: семь. Правда, к ним добавились новые три.
Группу Vladimirov restaurants покинули «Океан-гриль», «Шатер», «Бахор» (еще в мае), «Калинка» в ТЦ «Квант» и другие – зато в ней появились «Либрерия», «Фазенда» и Bees&Honey. На сегодня, по словам ресторатора, в его сети работают около 15 точек под десятью вывесками.
Владелец бизнеса сообщил ДЕЛА.ru, что выход из группы обусловлен разными причинами.
«Да, значительная часть заведений сети закрылась, там разные причины. Где-то мы разошлись с компаньонами, не хотелось бы вдаваться в подробности», – сказал Владимиров.
По его словам, совсем закрылся только «Шатер» на Взлетке, а остальные «вроде бы работают».
Несмотря на кризис и падение платежеспособности, ресторатор не говорит о падении посещаемости:
«У нас все нормально, хорошо, если не сказать больше»,
а одной из причин закрытия кафе называет обострение конкуренции, которое оттягивает не только посетителей, но и работников.
«Заведений стало больше, конкуренция обострилась. Открываются мощные новые рестораны, и они в открытую переманивают кадры. Это серьезная проблема. Профессия повара не является престижной, а шеф-поварами вообще могут быть единицы, те, кто помимо прочего умеет держать команду», – рассказал Владимиров.
Но кризис, по его мнению, влияет на то, сколько люди могут «спустить» в ресторане:
«Средний чек уменьшился до 500–700 руб.».
Проще всего работать в таких условиях, считает ресторатор, пиццериям, себестоимость производства у которых низкая, столовым и заведениям фастфуда: в общем, всем, кто укладывается в 700 руб. на клиента. По словам Владимирова, у него «много планов», хотя что-то загадывать в нестабильной экономической ситуации сложно.
Давний конкурент Владимирова, ресторатор Анатолий Ващенко (7 брендов – «Крем», «Рататуй», «Свинья и бисер», Home, «Перцы», Bellini, Formaggi), также отмечает, что общепит не слишком страдает от кризиса.
«Да, работать стало сложнее. Но жаловаться можно бесконечно, и мы уже привыкли к постоянным сложностям и стараемся не обращать на них внимания. Лето мы отработали нормально», – говорит Ващенко.
По его словам, средний чек уже не уменьшается, как в начале кризисных событий. Доказательством «стабильности» служит тот факт, что ресторатор намеревается открывать новые заведения.
Новые заведения самого разного формата продолжают появляться в Красноярске
«Буквально в ближайшее время мы откроем кофейню. Также скоро начнет работу еще одно кафе «Перцы» в Торговом центре на правобережье и семейный ресторан «Мама» в районе Южный берег», – сообщил Ващенко.
На вопрос, стоит ли ждать массовых закрытий ресторанов, он не ответил: «Не знаю, не владею экономической ситуацией у конкурентов». А что касается открытий, то
ближайшее будущее, по мнению Ващенко, – за заведениями эконом-сегмента. Ждать появления новых премиальных ресторанов в Красноярске не стоит.